Под «социально опасным положением» понимается та ситуация, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка – в пище, еде, жилье и так далее, а также не обеспечивается его безопасность и надзор за ним, в результате чего он может совершить поступки, содержащие признаки административного правонарушения или преступления. Ранее при признании детей находящимися в социально опасном положении руководствовались инструкцией № 47 Министерства образования Республики Беларусь. В связи с тем, что вступили в силу изменения в Кодекс о браке и семье, касающиеся ст. 116 и ст. 117, в которых было определено положение и порядок признания детей находящимися в СОП, Советом Министров был подготовлен документ, в котором учтены поправки. Прежняя инструкция утратила юридическую силу.
Остались ли прежними критерии социально опасного положения?
С принятием постановления критерии и показатели более конкретизированы. Если в инструкции № 47 Министерства образования Республики Беларусь таких критериев было шесть, то в новом постановлении Совмина их осталось три, а именно: неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования); систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению, медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью, и другое); необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения; ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.
Иными словами, теперь на учет СОП попадут те дети, чьи родители не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка в пище, образовании, диагностике и лечении. Также особое внимание будет уделяться семьям, где родители ведут аморальный образ жизни и не контролируют поведение детей, что приводит к проблемам с законом.
Каждый из трех критериев должен быть подтвержден официально. Например, родителей привлекали к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – сотрудниками РОВД составлен протокол. А отсутствие еды в доме может подтвердить акт, составленный в ходе проверки.
Кто может выявлять неблагоприятную для детей обстановку?
Выявлять детей, проживающих в неблагоприятной обстановке, могут педагогические работники, медработники, сотрудники милиции, соцработники, а также другие уполномоченные лица, которые заметят во время выполнения своей непосредственной работы наличие потенциальных угроз для ребенка.
Если раньше педиатры при визитах в семьи должны были оценивать, в том числе и санитарно-бытовые условия, то сейчас они должны сообщать в отдел образования об игнорировании родителями медицинских рекомендаций, которое может создать угрозу жизни и здоровью детей.
Новое постановление четко определило показатели СОП, с которыми предстоит работать медработникам в случаях, если родители систематически не выполняют рекомендации медработников по диагностике, лечению или медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью.
Сотрудники РОВД будут выявлять детей при проведении профилактической работы с их родителями, если они состоят на учете РОВД, при проведении индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними. А также, если в РОВД будут поступать заявления граждан о тех или иных действиях их соседей.
Даже если педагог, сотрудник милиции или медработник заподозрят, что родители недостаточно хорошо заботятся о ребенке, и сообщат об этом в органы опеки, это не значит, что ребенка автоматически признают находящимся в СОП. Из отдела образования информацию передадут в школу, детский сад либо в социально-педагогический центр, если ребенок не организован, педагоги инициируют социальное расследование – попытаются разобраться, что происходит в семье, а точнее посетят по месту жительства. Если в семье отсутствует пища или не соответствует возрастк ребенка, то, безусловно, это есть критерий социально опасного положения.
Осталась ли прежней процедура признания детей находящимися в социально опасном положении?
Как и раньше, специалисты реагируют на все сигналы об опасном для ребенка положении. Информация передается в отдел образования, спорта и туризма, далее она направляется в учреждение дошкольного или общего среднего образования, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний или социально-педагогический центр, если дети не организованы. В течение дня собирается комиссия, в состав которой входят представители различных структур: системы образования, учреждений здравоохранения, РОВД, РОЧС, общественных организаций и объединений. Комиссия в срок не превышающий 15 рабочих дней проводит социальное расследование – это одно из главных нововведений постановления.
Что представляет собой понятие «социальное расследование»?
Социальное расследование – деятельность органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке. Задача – собрать как можно больше информации о ребенке и его окружении. Для этого опрашиваются соседи, близкие родственники, уточняются сведения об обоих родителях, даже если они находятся в разводе.
Какие действия предпринимаются по итогам социального расследования?
Изначально все материалы проверки, как и прежде, рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений. На совет приглашаются родители, обсуждается, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Если родители готовы выполнить все рекомендации совета профилактики еще до заседания коллегиального органа: трудоустроятся, пройдут курс реабилитации от алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того, что детей признают находящимися в опасном положении, сводится к минимуму, дело дальше не идет.
В случае, когда родители игнорируют замечания, документы передаются в координационный совет при районном исполнительном комитете, где с родителями снова будет проведена определенная работа. Если родители проигнорируют проблему, принимается решение о признании ребенка находящимся в СОП. Для семьи составляются мероприятия, за выполнением которых будут следить представители различных ведомств. Раз в квартал координационным советом будет изучаться положение дел в семье, и отслеживаться, есть ли изменения. Если по истечении 3 месяцев эти мероприятия выполнены не будут, иными словами, ситуация не улучшится, ребенка могут изъять из семьи.
Во время проведения совета профилактики в школе и на заседании координационного совета в райисполкоме родителям также могут рекомендовать в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством. Речь может идти о содействии в поиске работы, о консультации по получению адресной или гуманитарной помощи, помощи со стороны юриста, психолога и иное.
Что изменилось со вступлением в силу Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 22?
Теперь с родителями обстоятельно будут разговаривать дважды: на совете профилактики и координационном совете, давать, что называется, еще один шанс. Кроме того, координационный совет, который ранее по сути лишь рассматривал общие вопросы, теперь имеет возможность принимать решения.
Цель всех этих изменений – активнее работать с семьями, где возможны проблемы на начальных этапах, не запускать ситуацию, максимально снизить количество случаев отобрания детей из семьи.
Директор ГУО «Социально-педагогический
К.М. Аземша